Russian English Finnish French German Italian Norwegian Serbian Swedish
Питомник  Бернских  Зенненхундов

Начальная школа воспитания для щенка бернского зенненхунда

Один из основоположников чистопородного разведения бернских зенненхундов профессор Хайм из Цюриха в своей работе «Швейцарские зенненхунды» в 1914 году отметил, что собаки этой породы намного легче воспитываются для домашнего употребления, чем их собратья других пород.

Бернским зенненхундам свойственно стремление быть полезным Своему Человеку. Многие из них замечательно работают няньками, поводырями. С искренним восторгом от собственной полезности бернер станет носить за хозяином сумку, буксировать детскую коляску или санки. Во многих случаях собака, лишенная осмысленной деятельности во благо человека, заболевает тяжелыми соматическими недугами, подобно тому, как чахнут многие деятельные люди, лишившиеся привычной и любимой работы. Для того чтобы зенненхунд смог, повзрослев, стать полезным хозяину, нужно с раннего возраста направить его обучение в желаемое русло.

Помните, что без Вашего непосредственного участия из щенка, даже если с ним будет работать самый лучший дрессировщик, не получится именно та собака, которую Вы желаете получить. Первые несколько дней вашего совместного пребывания очень важны для правильного выстраивания отношений между Вами и собакой. Эти дни могут быть тяжелыми и для Вас, и для щенка: малыш был оторван от матери и однопометников, ему сложно выучиться сразу полностью соответствовать Вашему образу жизни. Наберитесь терпения и здравого чувства юмора. Лучше всего спланировать появление питомца в доме на то время, когда у Вас будет отпуск или хотя бы несколько выходных дней.

Не забывайте, что щенок не умеет говорить человеческим языком, не понимает значения слов. Кроха только ощущает Ваше настроение по тону голоса, когда Вы обращаетесь к нему. Учить щенка порядку следует без жестких физических наказаний. Когда он поступает хорошо, говорите ему высоким голосом, нараспев: «хорошая собака» – эти слова будут впоследствии ассоциироваться у него с чем-то приятным; неправильные же действия должны связываться в его сознании со словами «нельзя», «фу», «брось» и т. п., которые надо произносить резким, низким голосом, выражая тем самым неодобрение. Некоторых упрямых щенков можно брать аккуратно за шиворот и встряхивать, как это делала их мать, когда они шалили. Будьте терпеливы и последовательны.

Хозяин должен быть особенно внимателен к малышу, достигшему восьмой недели жизни. Исследования показали, что именно в этом возрасте щенок необычайно осторожен и опаслив: если щенок попал к Вам в этот период – попробуйте оградить его от резких шумов и жесткого обращения. Будьте терпеливы, любящи и тактичны.

К прибытию щенка Вы должны подготовиться: определить, где он будет жить, оборудовать его спальное место. Собачьего малыша необходимо контролировать так же, как маленького человеческого ребенка. Никогда не оставляйте щенка в доме без наблюдения. Лучше всего сразу оборудовать мини-вольер, в крайнем случае в то время, когда Вы не можете следить за шалуном, можно использовать детский манеж. Чтобы приструнить расшалившегося малыша, можно посадить его в клетку-контейнер, соответствующую щенку по размеру, но не следует оставлять его там надолго. Во время Вашего отсутствия щенок должен быть обеспечен свежей водой и игрушками, которые скрасят его одиночество, а также помогут избежать порчи Ваших вещей. В качестве предметов для «грызения» не используйте старую обувь, так как щенок не сможет отличить предложенные Вами старые ботинки от новых и не поймет Вашего негодования по поводу следов от острых зубов на лучших кожаных туфлях. Более того – откусываемые куски опасны для желудка малыша. Игрушки должны быть сделаны из прочной резины и достаточно крупны, чтобы щенок не мог проглотить их. Уберите все электропровода и предметы бытовой химии. Старайтесь как можно чаще в течение дня уделять время щенку.

Нагрузки должны быть дозированы. Двухмесячному малышу полезны непродолжительные (15-20 минут) прогулки шагом, во время которых он научится следовать за Вами. Можно позволить малышу пробежаться, но поначалу беговая дистанция должна быть не более 50 м, а бежать он должен не очень быстро. Как только Вы заметите, что щенок устал, возвращайтесь домой. До трех-, а лучше – четырехмесячного возраста не позволяйте щенку подниматься и спускаться по лестницам самостоятельно. Скелет и связки в этом возрасте не выдерживают таких нагрузок – пока щенок не повзрослеет, его следует выносить на прогулку и заносить обратно на руках.

С самого начала приучайте малыша к его месту. Для этого выберите для него легко моющийся удобный коврик, уложите на то место на полу, где нет сквозняков. Для того, чтобы место понравилось щенку, предложите ему, когда он лежит там, погрызть косточку или поиграть с игрушками. Нежно поглаживая малыша и слегка прижимая его к коврику, приговаривайте «место». Ни при каких условиях не позволяйте собаке лежать на кроватях, диванах и других предметах Вашей мебели! Помните: собака всегда должна знать свое место.

В течение первых месяцев жизни в нашем питомнике, когда щенки находится со своей мамой, среди братьев и сестер – мы занимаемся их социализацией. По возможности стараемся познакомить их с окружающим миром, вывозим весь щенячий народ на машине за город, где малыши знакомятся с новыми запахами, шумами, бегают в траве за мотыльками, играют с нашими детьми. В течение первых трех месяцев жизни щенок бернского зенненхунда наиболее подвержен стрессам. Поэтому постарайтесь уловить тот момент, когда щенку нужна Ваша помощь, и будьте рядом, чтобы успокоить малыша, когда заметите, что он испугался. Нужно формировать в питомце уверенность в себе. Продолжайте процесс социализации. Гуляйте с ним в парках, неподалеку от проезжей части дороги – но обязательно на поводке. Помните, сейчас Вы играете самую главную роль в формировании характера собаки. Мы знаем, что стиль жизни не всегда позволяет проводить много времени с новым подопечным, но постарайтесь делать с ним небольшие вылазки за пределы двора хотя бы два или три раза в неделю минут на 15-20. Если Ваш щенок гуляет в парке с себе подобными, постарайтесь избегать ситуаций, в которых возможно проявление агрессии к нему со стороны взрослой собаки – это может наложить неизгладимый отпечаток на растущего бернера и сделать его трусливым. Предпочитайте компании собачьих ровесников. Любая игра, любая прогулка, всякое домашнее общение одновременно представляют собой урок и дают множество возможностей чему-то научить малыша. Правильным подбором игр для щенка можно и подкорректировать отдельные недостатки в его психике: снизить или повысить возбудимость, убрать чрезмерную бесшабашность или, напротив, помочь щенку стать смелее. Двух-трехмесячный возраст – это время, когда естественным образом активизируются наследственные стереотипы поведения и формируются в жизненном опыте новые, наиболее пригодные для тех конкретных условий, в которые занесло судьбой именно этого щенка. Не случайно как раз именно в этом возрасте мамаши бернские зенненхунды наиболее активно обучают детишек функциональным формам поведения – охотиться так охотиться, сторожить так сторожить. Этот период вполне можно использовать для того, чтобы сформировать те качества, которые Вы хотите видеть в своей собаке. Важнее всего при этом изучить свойства характера малыша, верно определив те качества, на которые стоило бы опираться, и те, которые мешают выработке нужного Вам поведения. Очень важно также выбрать наиболее эффективный способ поощрения. Для одного щенка это будут кусочки лакомства, для другого – возможность вволю поиграть с приятелями и хозяином. При дрессировке щенков игры одновременно служат и наградой за скучные упражнения, и мощным отвлекающим фактором, который мы используем, чтобы сделать послушание по-настоящему надежным. А самой замечательной особенностью дрессировки щенков следует признать то, что очень скоро наградой для собаки становится и сама работа. Желание учиться и работать сохраняется у такой собаки на всю жизнь. Начальная дрессировка в щенячьем возрасте прекрасно формирует и нужные черты характера бернского зенненхунда, и задатки доброго сотрудничества собаки с человеком.

Главная опасность дрессировки щенков состоит в весьма вероятных физических и психических перегрузках. Мы зачастую слишком увлекаемся повторами упражнений, особенно тех, которые удаются щенку лучше других. Однако монотонные повторы для неокрепшей психики страшнее, чем что бы то ни было. Чтобы не рисковать и не провоцировать отказ собаки работать раз и навсегда, никогда не доводите дело до усталости. А если Ваш маленький бернер чересчур возбудим и быстро отвлекается, позвольте ему до начала занятия выплеснуть в беготне и возне всю накопившуюся энергию, чтобы начать учебу на фоне легкого утомления, превращая упражнения в ту же игру, только более спокойную. Переход от игры к послушанию и обратно служит в то же время и великолепной тренировкой центральной нервной системы, повышающей устойчивость психики к различным возбудителям. Позволив щенку поиграть до состояния легкого возбуждения, усадите его и подержите немножко в неподвижности, придерживая, если понадобится, рукой, а потом снова поиграйте. Для щенка достаточно пары таких переходов в течение одной игры. Позднее Вы станете наращивать и степень возбуждения, сменяемого по Вашей команде торможением, и количество повторов. Однако даже для взрослой, хорошо подготовленной собаки их должно быть не более пяти. Это упражнение закладывает прекрасную основу (она пригодится Вам в ответственный момент взросления собаки) послушания и замечательно укрепляет Ваши отношения с собакой.

Необходимо с первых же «кусательно-хватательных» игр растущего зенненхунда научить его не сжимать зубы на хозяйской руке слишком сильно. Запретить собаке кусаться вообще было бы неправильным – ведь, не научившись этому, она никогда не сумеет постоять за Вас и за себя. Однако можно и нужно объяснить щенку различие между хозяйской рукой и специальными предметами, предназначенными для выработки хватки. Когда маленький «бернец», разыгравшись, схватит Вас за руку слишком крепко, прищемите другой рукой его чувствительный носишко, да так, чтобы запищал. Это совершенно безвредно, хотя и очень неприятно. Одновременно очень строгим тоном произнесите слово «больно». Малыш свяжет свои укусы со своими же ощущениями и в следующий раз побоится сжимать зубы. А душу он отведет на упражнениях для хватки, когда Вы будете хвалить его тем сильнее, чем крепче он станет хватать предмет. При регулярных занятиях уже к трем-четырем месяцам можно освоить большинство важнейших дисциплинарных навыков. Для того, чтобы Вы сумели справиться со своим бернским зенненхундом в любой жизненной ситуации, можно обойтись пятью основными командами: «Сидеть», «Рядом», «Фу!», «Гуляй» и «Ко мне». Каждая из этих команд не только имеет свой очевидный функциональный смысл, но и оказывает важное воспитательное действие. Разумным сочетанием команд («Сидеть», «Стоять», «Лежать»), Вы справитесь с любыми проявлениями своеволия, по команде «Рядом» проведете собаку мимо прохожего, которого она вознамерилась поучить хорошим манерам.

Желаю Вам и Вашему питомцу успехов в освоении первых основ дрессировки!

Tатьяна Фоменко,
п-к «Starzhy», г. Харьков

http://starzhy/narod.ru

Случайные фото из галереи: 

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #fbeac9 #140f10441 #020613191828